С чего бы начать?… Я хочу рассказать вам историю, которую поведал мне один товарищ. Все имена будут вымышленными, чтобы никого не обижать. Так вот есть школа №0 и в ней работает учителем информатики некий Евлампий. Так вот Евлампий по совместительству ещё и системный администратор в школе (единственный) с парком техники более 140 машин. Но не об этом. Шёл 2020 год, весна и на весь мир напала страшная зараза — пандемия CoVID19, он же каронавирус. Школам в срочном порядке приказывают уходить на досрочные (за неделю до официальных) каникулы. На каникулах все активно начинают поговаривать о том, что скорее всего обучение продолжится в дистанционной форме. Все начинают думать как организовать это самое дистанционное обучение! Паника, хаос. Но Евлампий не переживает, ведь он знаком с LMS Moodle и может развернуть на школьном виртуальном хостинге. С этим предложением он и приходит к администрации. И тут началось…
Начало
Moodle развернул на VDS от Hostland. Вообще про этот хостинг будет отдельная история, так как они помогли реализовать всё это на высшем уровне! Первая неделя каникул была похожа на ад. Евлампий работал с 8 утра до 21-22 часов вечера…Глаза хотелось выколоть. Забивались курсы и предметы всей школы с 1 по 11 класс. Более 500 курсов. Настройка LMS, настройка сервера… Хорошо в школе нашлись неравнодушные люди, которые помогали в этом нудном и трудоёмком процессе! Огромное им за это спасибо! Создавались инструкции по регистрации, проводилось обучение для учителей по работе с мудлом. В общем работы было не мало. Был создан курс для учителей с инструкциями как создавать уроки в LMS Moodle. Работа кипела так, что Евлампий чуть успевал подливать капли в глаза. Пошла вторая неделя каникул. Сайт был практически готов. Начались первые регистрации. И тут лёгла почта домена. Письма с подтверждением регистрации. Катастрофа, приходилось вручную подтверждать учётки. Куча вопросов на почту, скайп, вайбер, телефон. Батарейка не выдерживала нагрузку и кипящий телефон приходилось заряжать по 2 раза на день.
До начала обучения оставалось меньше недели.
К VDS бало подключено несколько дополнительных услуг. Повышенная нагрузка на сервер до 20% процессора и куплено дополнительное дисковое пространство. К тарифным 5Gb было докуплено ещё 10. Количество одновременных сессий увеличено до 150. Работа почтового сервиса восстановлена, но письма попадают в спам. Почтовики усердно считают, что если в сутки пришло более 500 одинаковых сообщений, то это явно спам. Ну ладно, переживём. Сайт держит нагрузку. Сбоев не было. Учителя начали создавать первые уроки. Многие подошли с интузиазмом и создают действительно интересные дистанционные занятия. А вто старине Евлампию совсем некогда заняться созданием своих уроков (ведь он преподаёт информатику), так как подготовка к старту дистанционного обучения ещё в разгаре. Появилось время попить кофе и расслабиться, позалипать в окно. Регистрация учеников прошла успешно. Практически все зарегистрировались.
Первые дни дистанционного обучения.
понедельник
7:30 утра. Понедельник, 6 апреля. Мёртвая тишина. Такое ощущение, что слышно как гудит охлаждение сервера в Санкт-Петербурге нашего виртуального хостинга. Уроки готовы, ученики зарегистрированы. Сайт настроен. Каронавирус распространяется с бешеной силой. В России всё больше заболевших. Все дома на самоизоляции. 9:00. Начало обучения. Сайт стабильно держит нагрузку. Решил проверить как поживают остальные сервисы. Дневник.ру — лежит. Выдаёт различные ошибки или просто не открывается. Сайт РЭШ (Российская электронная школа) — лёг. Даже не пытается загрузиться. Учи.ру — висит со страшной силой. Видеоуроки.нет-лёг. Я.класс — подвисает и периодически не пускает учеников, говорит что слишком много народа на сайте. По крайней мере они не дали обрушить свой сайт, он продолжил работу. Фоксфорд подтормаживает, но кое-как функционирует.
Наша платформа работает прекрасно. Нареканий нет. Миллиард звонков от учителей, кто в чём не разобрался, где какая кнопка, куда нажать чтобы… Родители потеряли пароли от учёток детей, письмо со ссылкой на восстановление не приходит. Началась бурная работа. Ближе к вечеру немного выдохнул и проверил монитор сервера. Средняя нагрузка на процессор более 48%!!!!, а в пике более 1 ядра — 125%. При этом хзостинг провайдер не отключил нас, а лишь прислал письмо: «атата, вы очень сильно грузите наш сервер». Ну или как-то так. За сутки сайт вырос по объёму до 10Gb. Мне стало чуть страшновато. Понизил разрешение по объёму загружаемых файлов до 2Мб. Но первый день прошёл! Всё получилось! Система работает и не дала сбоев! Все платформы, которые выбрали другие школы висят, не загружаются, а мы работаем! Это победа! Значит полторы недели на создание этого чуда не прошли зря!
Вторник и среда
Второй и третий дни прошли примерно в таком же темпе. Подключено дополнительно 21% нагрузки на серверный процессор и теперь мы официально можем грузить его до 46%, что вполне отвечает нашей среднесуточной нагрузке. Куплено доп. Место на сервере. Сайт весит уже более 20Gb.
Четверг
Первый сбой произошёл в четверг. Был прекрасный вечер. Евлампий уже сидел дома за компьютером, надеясь вот вот закончить работу и пойти отдыхать и обнять детей. Как в вайбер приходит сообщение. Сайт лёг. Захожу на платформу, а там «ошибка записи в базу данных». Это может значить только 2 вещи: либо навернулась база данных, либо кончилась квота дискового пространства. Захожу в панель VDS, а там второй вариант. Сайт весит более 30Gb. Место закончилось. Срочно подключаю дополнительные 5 гигов, чищу кэш, корзину сайта (там кстати после запуска CRON прилетело 2 гига кэша и резервных копий). Сайт восстановил работу за 7 минут. 7 минут Карл!!!! Мы снова в сети. Работа продолжается.
Конец недели
Кажется пришла пора выдохнуть. Звонки практически прекратились, почта уже не разрывается. Провели опрос среди учеников. Результат для первой недели крайне положительный. Евлампий, как классный руководитель 11 класса поспрашивал своих детей, как у них всё прошло. Всё так же положительно. Учителя так же в большинстве разобрались. Система работает исправно. Под конец недели получилась вот такая статистика:
Да да, сайт вырос до 33 Гигабайт и я не знаю, что с этим делать. Очень много заданий присылают в виде фоток. Сайт пухнет как на дрожжах. Но в целом всё исправно работает. Жалоб от родителей и учителей о зависании, торможении сайта нет. Так что я доволен. Подключил метрику от яндекса. Очень уж захотелось посмотреть статистику посещений. Мне кажется там будет заоблачное число просмотров страниц.
Подводя итоги
Мы очень не зря решили создать свою электронную школу на базе Moodle. Тому есть несколько причин. Мы единственные в городе у кого началось дистанционное обучение вовремя и без проблем. Во вторых, у нас полный доступ к настройкам системы и база знаний как с этим работать. Завучи мониторят полную статистику посещаемости, выполнения заданий, успеваемости, наполнения уроков. Евлампий контролирует работу сервиса. Все рады, все счастливы. И всё это не разбросано по десятку различных платформ, а ученикам не нужно метаться от сайта к сайту. Всё внутри нашей уютненькой, тёплой ламповой онлайн школы. Да, это всё далось огромным трудом всех работников школы. Учителя, которые днями и вечерами разбирались куда нажимать, как загружать. Завучи, которые сдавали миллиард мониторингов и помогали набивать курсы на сайт. Директора, которая поддержала эту безумную идею. Ну и Евлампия, который всё это админит. По результатам анкетирования учащихся, на конец первой недели картина такая:
Как видно, почти все разобрались, тратят адекватное количество времени, на выполнение заданий. Вот понравилось не всем, но это даже хорошо, ведь в школе родной и любимой учиться всегда лучше!
P.S.
Хотел написать раньше, но всё времени не хватало. Лишь в воскресенье ночью освободился. Дальнейшая хроника работы Системы дистанционного обучения будет в блоге. Спасибо за прочтение. Комментируйте, пишите, как у вас проходит дистанционка?!
Добавить комментарий